Доктрина информационной безопасности. Леонид Ивашов
+5
Доктрина информационной безопасности. Леонид Ивашов

Президент России Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности России. Соответствующий указ во вторник, 6 декабря, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Сам документ был подписан накануне и уже вступил в силу. Предыдущая доктрина, утвержденная 9 сентября 2000 года, признана утратившей силу.

Настоящая доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности РФ в информационной сфере, указывается в документе.

«Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры», — отмечается в доктрине.

Одним из направлений новой доктрины стало стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть при использовании информационных технологий. В доктрине указывается, что спецслужбы ряда стран используют «информационно-психологическое воздействие» для дестабилизации ситуации в мире, что приводит к «подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств». Как отмечается в документе, в эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные организации.

При этом число скоординированных атак на важные российские объекты растет, а иностранная разведывательная деятельность в отношении страны усиливается.

"Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях", - говорится в документе.

Исходя из этого, одним из направлений доктрины, утвержденной президентом, является совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных сил России.

В доктрине подчеркивается необходимость обеспечения "устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры РФ, и единой сети электросвязи РФ в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время".

Также отмечается важность обеспечения "информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа РФ".

В тексте доктрины констатируется недостаточное развитие технологий информационной безопасности, невысокая эффективность научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок и недостаточное кадровое обеспечение в области информационной безопасности, а также низкая осведомленность граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности.

«Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг, — говорится в документе. — Остаётся высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения».

Как подчеркивается, это " обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран".

В этой связи, среди основных направлений обеспечения информбезопасности в РФ авторы документа называют ликвидацию зависимости отечественной промышленности от зарубежных информтехнологий, повышение конкурентоспособности российских IT-компаний, развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы.

Нынешняя редакция Доктрины информационной безопасности Российской Федерации была подготовлена Советом безопасности Российской Федерации.

* * *

Экспертное мнение

Доктрина информационной безопасности. Леонид Ивашов

Дело в том, что сам термин «информационная война» введён в обиход уже давно, но у нас ему не придавали значения. Полагали, что информационная война – это такая ситуация, когда тебя обвиняют, а ты оправдываешься и так далее. Сегодня, как мне кажется, у руководства страны есть осознание, что это действительно война. И к ней нужно относиться как к обычной войне, и понимать, что, так как это война, то любая война состоит из операций. Информационно-психологические операции действительно сегодня являются той агрессивной средой, которая приводит не просто к нанесению политического, морального ущерба странам, а разрушает, уничтожает страны.

Смотрите, именно информационный удар был нанесён по Югославии. Осуществили демонизацию руководства страны, запустили операцию по национальной вражде, рассорили народы. И дальше уже на основе этой информационной базы там начались перестрелки, затем бомбардировки – государство перестало существовать. То же самое было с Ираком. А с Ливией – вообще наиболее наглядный пример информационно-психологической операции. Ливию стали бомбить по решению Совета безопасности ООН. Но на основании каких данных принималось это решение – это большой вопрос. Якобы Каддафи использовал авиацию в развязанной внутренней гражданской войне. «Аль-Джазира», «Аль-Арабия» ведут репортажи из мирных городов и сообщают, что авиация Каддафи наносит удары по их жителям. И на основании этой ложной информации американцы требуют срочного созыва Совета безопасности, вносят резолюцию о бесполётной зоне, Россия отмалчивается, и принимается резолюция, после которой, собственно говоря, идёт уничтожение ливийского государства. Вот результат этой информационной войны.

Поэтому, если мы признаём, что это война, а не просто пропаганда, что проводятся планомерные операции по разрушению государства, по подрыву потенциалов, по подрыву внутренней стабильности и затем следуют военные удары, военные вторжения – то к информационной атаке нужно действительно относиться как к угрозе высочайшей степени. Если это война, то нужны не только оборонительные операции, но и необходимо проводить контрнаступательные, наступательные, превентивные операции и так далее. И в новой доктрине наконец-то говорится о стратегическом информационном сдерживании. Но нужно развивать и стратегическое информационное наступление. И, конечно, готовить соответствующие документы. Мы в советское время как-то не обратили внимания на то, что в США в 1963 году было издано наставление по информационно-психологическим операциям вооружённых сил США. А это – именно операции. И американцы планомерно осваивают этот фронт новой борьбы, и мы видим, как они сегодня бьют не только по арабским странам, но и по России. Поэтому меры нужно принимать серьёзные.

Более того, с технологическим ростом, с появлением кибероружия мы сталкиваемся с опасностью взлома финансовой системы и другой инфраструктуры. Несколько лет назад американцы создали в Пентагоне главное киберкомандование. Не департамент, который обеспечивает военные действия, а именно главное командование, которое считается ударной группировкой, ударной силой. И в этом командовании задействовано более 40 тысяч человек. Это сильнейшие специалисты, которые могут вывести кибератаками из строя системы государственного управления, системы военного управления, системы управления оружием и даже такие чувствительные сферы, как финансовая система государства. И наша доктрина – попытка ответить. Но доктрина предполагает создание системы действий, и первое – создание органов управления. Значит, должен быть кто-нибудь ответственный, главнокомандующий информационными силами России. Должен быть штаб, который планирует операции. Должны быть институты, отрабатывающие тематику, или структуры конструкторских бюро, которые отрабатывают теорию и технологию этой войны.

В советское время в Главном политическом управлении вооружённых сил было Седьмое управление – управление спецпропаганды. Затем всё это было разогнано. Нет сегодня штаба, планирующего операции, и институтов, которые бы разрабатывали теорию этой войны. И в стране трудно найти – я пытался это сделать – человека и орган, которые бы именно организовывали контрмероприятия, контрнаступление в этой войне. Так что многое предстоит сформировать, сделать, осмыслить.

Я полагаю, что к этой доктрине должно быть секретное приложение, которое будет касаться того, что мы называем Пятой колонной, антироссийских либеральных оппозиционных СМИ и так далее. Это должно быть. Потому что в операции по развалу Советского Союза была замешаны, конечно, западные СМИ, американские прежде всего. А дальше была задействована внутренняя агентура. Осознанно она работала против СССР, не осознанно – но она была задействована. Главный удар был нанесён по истории Советского Союза. Мы помним, как с Запада пошла пропаганда того, что советский выбор, социалистический выбор был неправильным, что советский период – одни сплошные репрессии, отсутствие свобод и прав человека. Внутри страны историческую ложь подхватили такие персонажи, как генерал Волкогонов, да и многие другие, которые стали показывать всю историю Советского Союза именно как трагедию, как ошибку. И вы знаете – эти агенты Запада сильно воздействовали на население. Плюс там задействованы были межнациональные проблемы, произошёл вброс дезинформации в национальные республики СССР о том, что одни республики якобы живут за счёт других, а за счёт всех живёт Россия. Разжигание этноконфликтов – сильное оружие. Так что, безусловно, сегодня нужно учитывать тот печальный опыт. Обязательно нужно обратить внимание на внутреннюю информационную враждебную составляющую. Но лучше это сделать в закрытом приложении.

В целом в доктрине сказаны довольно разумные вещи. Но в ней есть один момент, который вызывает вопросы: Россия в международном информпространстве должна стремиться к устойчивой системе неконфликтных межгосударственных отношений. Спрашивают: как вообще в условиях информационной войны можно создать неконфликтные межгосударственные отношения? Идя на односторонние уступки?

Нет. В этом положении выражена политическая линия государства, и она правильная. Мы предлагаем всем странам не вести друг против друга и горячую войну, и холодную, и информационную. Это такой миролюбивый наш посыл. Но он обращен, прежде всего, к иностранным государствам, мировому общественному мнению. Ни в коем случае нельзя разоружать ни МИД, ни Министерство обороны. Для того, чтобы проводить мирную политику, нужно иметь силу, в том числе и мощные информационные «войска».

Автор Леонид Ивашов, газета «Завтра»
0
496

Похожие публикации:

Комментарии

Добавить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Требуется регистрация

Поиск по сайту

Архив новостей

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Опрос

 

Кто самый агрессивный на планете?



 

Мне нравится