+18
12 апреля - день космонавтики

«…Этот полёт – триумф коллективной мысли, коллективного труда тысяч
советских рабочих, инженеров, учёных,
это слава нашего народа»

Ю.А.Гагарин

12 апреля 1961 года, на советском корабле Восток на орбиту стартовал первый землянин Юрий Гагарин - так был дан отсчет космической эре человечества.
«Вслед за Гагариным» приглашает главный библиотекарь библиотеки №32 им. М.Горького Михаил Скрябин.

Мечты человека о путешествиях к Луне, планетам и звёздам существовали с древнейших времён…

Но лишь в XX веке с развитием ракетной техники, которая обеспечивала бы необходимое ускорение для покидания планеты, это стало возможным.

12 апреля - день космонавтики

Почти 100 лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами и изучать их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал в своих научных книгах.

Через много лет после опытов Циолковского русские учёные под руководством конструктора Сергея Павловича Королёва изготовили первый космический спутник. Они установили специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полёт прошёл успешно.

12 апреля - день космонавтики

Уже в начале 1955 года стали готовить межконтинентальную баллистическую управляемую ракету Р-7 для запуска искусственного спутника земли (ИСЗ). Одновременно с этим в Казахстане начали строить новый космодром Байконур.

12 апреля - день космонавтики

Наконец, 21 августа 1957 г. советская космическая ракета стартовала в космос, а 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур запущен первый ИСЗ массой 83,6кг.

12 апреля - день космонавтики

Первые живые существа, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми были две собаки – лайки – Белка и Стрелка.

12 апреля - день космонавтики

Полёт проходил на корабле «Спутник-5». Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. И учёные решили осуществить самую заветную мечту — послать в космос человека!
12 апреля 1961 года эта мечта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля.

12 апреля - день космонавтики

«Лицо Гагарина было улыбкой Земли, посланной в космос» - так сказал поэт Евгений Евтушенко.

12 апреля - день космонавтики

Подготовка к полету шла несколько лет. Центром подготовки космонавтов стал город Звездный на Байконуре. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических, и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Из двадцати претендентов отобрали шестерых. Того кто полетит в космос, определили в последний момент, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.

12 апреля - день космонавтики

Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало - начало полетов в космос женщин, начало групповых полетов, начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полетов на Луну, к Марсу и Венере.

12 апреля - день космонавтики

27 марта 1968 года Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя — катапультироваться было уже поздно. В селе Смеловке недалеко от места приземления первого космонавта Земли установлен мемориал.

12 апреля - день космонавтики

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй русский космонавт – Герман Степанович Титов. И тоже в одиночку.

12 апреля - день космонавтики

Он говорил: «Я видел ее, нашу Землю, видел всю. Она прекрасна, но она действительно мала. Если глядеть на нее из космоса. И, вспоминая Землю такой, какой я видел ее оттуда ... я вдруг всем своим существом понял, как должны мы ее беречь».

В ознаменование первого полёта человека в космос, по предложению Лётчика-космонавта СССР Г.С. Титова (26 марта 1962 г.), в СССР установили новый праздник "День космонавтики 12 апреля".

12 апреля - день космонавтики

А затем экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полёты начали отправлять по несколько космонавтов.

Потом в космос полетела первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

12 апреля - день космонавтики

В 1963 году, 16 июня, на борту Восток-6, Валентина Терешкова стала первой женщиной Советским космонавтом, путешествующей в космосе. Перед стартом она произнесла: «Эй! Небо! Сними шляпу!» Позывной Терешковой на время полёта был «Чайка» Через 48 орбит и 71 часов, она вернулась обратно на землю, проведя больше времени в пространстве, чем все астронавты США в сочетании.

А спустя годы вторая – Светлана Евгеньевна Савицкая.

12 апреля - день космонавтики

Светлана Савицкая совершила два космических полета. Во время второго полета – 25 июля 1984 года она выполнила выход в открытый космос. Её «звездные» 3 часа 35 минут вошли в историю. Впервые в истории человечества в открытый космос вышла женщина.

19 марта 1965 г. советский космонавт Алексей ЛЕОНОВ совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Весь мир в течение 10 минут наблюдал, как на околоземной орбите рядом с кораблем кружит человек.

12 апреля - день космонавтики

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание многоцелевого корабля "Союз", способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций "Салют".

12 апреля - день космонавтики

Первый полет на новом корабле "Союз-1" совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Михайлович Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.

12 апреля - день космонавтики

С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле "Союз-9".

12 апреля - день космонавтики

В полете, который продолжался 17 суток 16 часов 59 минут, корабль совершил 286 оборотов вокруг Земли, пролетев за 424 часа 59 минут около 11,9 миллиона километров.

Было установлено четыре мировых рекорда: два абсолютных мировых рекорда на продолжительность и дальность космического полета и два мировых рекорда на продолжительность и дальность в категории многоместных космических кораблей. И в таком классе кораблей этот рекорд не был повторен.

30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" разгерметизировался при спуске. Экипаж - командир Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев - погибли при резкой декомпрессии.

12 апреля - день космонавтики

После этого было введено правило, требующее от космонавтов надевать скафандры при возвращении с орбиты.

11 января 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию "Салют-4" в составе экипажа: Алексей Александрович Губарев, Георгий Михайлович Гречко

12 апреля - день космонавтики

Полет был совершен на космическом корабле "Союз-17. Экспедиция завершилась 9 февраля 1975 года. Советский космонавт Георгий Гречко за время своей командировки ни разу не расстался с видеокамерой. Его снимки безвоздушного пространства облетели тогда весь мир

Для космонавтов полет складывался как нельзя лучше. Им и в голову не могло прийти, что на Земле их встретит сильный шквалистый ветер со снегом, который и навлечет беду. Корабль падал на Землю на бешеной скорости. И вот пришло время раскрыться парашюту… Но он не раскрылся. Космонавты ожидали неминуемой смерти. Но удара о землю не произошло. Капсулу стало раскачивать в стороны ветром. Около тысячи метров их волокло и хлестало о землю.

Первый международный космический полет - 15-21 июля 1975 года. На орбите была произведена стыковка космического корабля "Союз-19", пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем "Аполлон", пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.Брандом.

12 апреля - день космонавтики

Совместный полет продолжался более 46 часов, в его ходе космонавты провели ряд научных и технических экспериментов. Участники полета "Союз-Аполлон" считают его историческим событием в отношениях двух стран. Они вспоминают, что в тот момент граница между СССР и США, находившимися в состоянии холодной войны, словно исчезла.

На смену "Салютам" через 15 лет 20 февраля 1986 года пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция "Мир".

12 апреля - день космонавтики

Космический комплекс "Мир" сменила на орбите Международная космическая станция (МКС). Базовый блок станции «Мир» вышел на околоземную орбиту в феврале 1986 года. Уникальный пилотируемый орбитальный комплекс проработал в космосе 15 лет, что стало одним из самых больших достижений космонавтики ХХ века. Строительство Международной космической станции началось в ноябре 1996 года.

12 апреля - день космонавтики

Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. С экипажем в составе российских космонавтов Сергея Крикалева, Юрия Гидзенко и американского астронавта Уильяма Шеперда.

В 21 веке появилось такое понятие как «Космический туризм» — оплачивающиеся из частных средств полёты на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях.

Пока космических туристов можно пересчитать по пальцам. Но согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики и стать прибыльным бизнесом.

[bИзвестные российские космонавты[/b]

Максим Викторович Сураев (род. 24 мая 1972, Челябинск) — лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой Российской Федерации (2010). Полковник ВВС. Детство провел в Шадринске. В отряде космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина — с декабря 1997 года.

12 апреля - день космонавтики

Стал первым российским космонавтом, ведущим свой блог во время полёта. Журнал Wired признал блог Сураева самым интересным и весёлым среди «космических» блогов. Телеканал Вести также назвал Максима Сураева самым удивительным блогером года.

Сергей Константинович Крикалев. Экс-глава Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, Герой Советского Союза и Герой России (один из четырех человек, которые удостоены обоих званий) Сергей Крикалев по сей день является рекордсменом планеты по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов).

12 апреля - день космонавтики

Елена Владимировна Кондакова – первая российская женщина-космонавт (третья с учетом СССР).

Кроме того, Елена Кондакова – первая женщина, совершившая длительный космический полет.

Первый ее полет, начавшийся 22 марта 1995 года, закончился только через пять месяцев. Всего она совершила два полета в космос, получив звание Героя России, а затем ушла из космонавтики, став политиком.

12 апреля - день космонавтики

Елена Олеговна Серова — российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина». Вторая россиянка, после Елены Кондаковой (четвёртая с учётом СССР), совершившая космический полёт. В 2016 году удостоена звания Героя Российской Федерации.

12 апреля - день космонавтики

Тысячи лет звездное небо завораживало человека своим величием и беспредельностью. Оно подарило нам безумную мечту о полете и стремление познать тайны далеких галактик. И первым мечту о полете человека в космос осуществил гражданин Советского Союза Юрий Гагарин, совершив подвиг.

12 апреля - день космонавтики